Инженерное наследие Бетанкура в России
#новые_поступления
Учебное пособие "Инженерное наследие Бетанкура в России", подготовленное преподавателями Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) И.П. Киселевым, А.Ю. Панычевым и В.В. Фортунатовым, поступило в фонд Научной библиотеки РГО.
На многочисленных примерах авторы показывают как идеи, начинания, предложения выдающегося инженера, ученого, строителя, педагога Августина Бетанкура (1758 — 1824) отразились на развитии промышленности, транспорта, строительства и архитектуры, а главное — инженерной школы России.
Родившийся в 1758 году на Канарских островах в знатной семье Августин Августинович Бетанкур (Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур-и-Молина) поступил на российскую службу в 50-летнем возрасте и фактически создал исходную матрицу инженерно-строительного и транспортного образования в России, подобно тому как Петр I основал корпус военных инженеров и военно-инженерную школу.
Впервые в России в высшем учебном заведении стали готовить инженеров-исследователей, которые сочетали практическую деятельность с научными трудами и преподаванием в родном и других вузах. После создания в 1809 году Корпуса инженеров путей сообщения и института при нем, первым ректором которого Бетанкур был до самой своей смерти в 1824 году, были учреждены Корпус корабельных инженеров (1826), Корпус горных инженеров (1834), Корпус инженеров и техников морской строительной части (1838), Корпус лесных инженеров (1839) и другие подобные структуры.
Созданная Бетанкуром система подготовки инженерных и научных кадров в России включала в себя целенаправленное внедрение передовых мировых достижений науки и техники: Гаспара Монжа и парижской Политехнической школы, Жана Родольфо Перроне и французской Национальной школы мостов и дорог, самого Бетанкура и созданной им Мадридской школы дорог, каналов и портов.
Нельзя не отметить и исключительный вклад, который внес Бетанкур в отечественный промышленный переворот XIX века. Создатель первого в мире технического музея — Королевского кабинета машин и механизмов в Мадриде, автор первого фундаментального труда по машиноведению, он активно внедрял в России всевозможные новые машины, инструменты, технологии и технические приемы.
Между тем, авторы учебного пособия отмечают, что имя Бетанкура до сих пор остается малоизвестным, при том, что инициированные им основополагающие нововведения стали исходной точкой, от которой двигались сотни непосредственных учеников и тысячи последователей.
Книга "Инженерное наследие Бетанкура в России" основана на архивных документах, часть которых впервые введена в научный оборот, а также на материалах редких изданий и рукописей из фондов научно-технической библиотеки ПГУПС.
С изданием можно ознакомиться в Библиотеке РГО в Санкт-Петербурге. Вход по предварительной записи, время работы: с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00, пятница с 10:00 до 16:30.