Plantarum Gubernii Petropolitani / Рисунки санктпетербургской флоры (1837)
#книжная_выставка
В Научной библиотеке Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге открылась камерная кабинетная выставка ботанической иллюстрации. Посетить ее можно до 27 мая 2022 года по предварительной записи в часы работы библиотеки.
Альбом литографий 1837 года «Рисунки санктпетербургской флоры» Карла Левина принадлежал первому Председателю Русского географического общества Великому князю Константину Николаевичу. Возможно, это единственный и, предположительно, подносной экземпляр.
В экспозиции представлены 30 листов из несброшюрованного 150-страничного альбома, а также одна из книг Карла Левина. Автор рисунков петербургской флоры дополнил их описаниями растений, чтобы издать многотомную научно-популярную серию, но задуманному не суждено было исполниться.
Незавершенное издание первой половины ХIX века незаслуженно основательно забыто, об авторе почти ничего неизвестно.
Отдавая дань мастерству петербургского художника, на основании скудных фактов мы постарались реконструировать историю Карла Левина.
Контекст. 1837 год
Это был год смерти Пушкина и пожара в Зимнем дворце. Это был двенадцатый год царствования Николая I. Будущему первому Председателю Императорского Русского географического общества Великому князю Константину Николаевичу в том году исполнилось десять лет. Это был 1837 год. В Москве в том году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, а в столице России — открытие первой железной дороги. На британский престол вступила королева Виктория, а в Америке запатентовали электрический двигатель. В том году в Санкт-Петербурге, как и сейчас, распускались цветы и выпускали книги.
Художник, литограф, книгопродавец и критик
В 1837 году флорист и художник Карл Семенович Левин продолжает работу в столичной литографской мастерской Ивана Ивановича Селезнева. Левин сам делает рисунки на камне. Отпечатанные литографии раскрашиваются вручную под его строгим присмотром. Художник и литограф воодушевлены. Еще бы, их «Рисунки санктпетербургской флоры» благосклонно приняты публикой и критикой.
Взять хотя бы заметку в XXV томе «Библиотеки для чтения» того же 1837 года, журнале местного знаменитого книгопродавца Александра Смирдина. «Красивое это издание продолжается с постоянным успехом, и расцвеченные рисунки все по-прежнему милы, свежи, выполнены очень чисто», — пишет анонимный колумнист отдела «Литературная летопись». Книжки «Рисунков санктпетербургской флоры» не только брошюруются с селезневскими литографиями левинских ботанических иллюстраций, но и переплетаются, и продаются в лавке Смирдина. Более того, текст некоторых тетрадей набран и напечатан в типографии книгопродавца.
«Идите ботанизировать!»
Восторженный отзыв в «Библиотеке для чтения» по ходу заметки превращается в прямое руководство к действию: «А вы, которые скучаете везде, даже одни на дачах, зачем не познакомитесь ближе с природою, зачем не выучите легкого и гармонического языка цветов и не беседуете с ними! Подарок Левина и Селезнева удивительно облегчит вам средства к этому знакомству. В самом деле, это очень красивый альбом, и для первого случая очень достаточный. Возьмите его с собою, прекрасные обитательницы окрестностей Петербурга, и идите ботанизировать. Вы еще не знаете наслаждения составлять травник, — не тот травник, который пьют приезжие из деревни дядюшки: это fi! гадость! — но травник ботанический или, как иные зовут его, гербарий. Травник! собирание цветков! сушение цветков!… О, ботанизировать, ботанизировать — какое неземное наслаждение! <…> Счастливы, счастливы те, которые могут еще ботанизировать!»
Левин-художник и Левин-ботаник
Что тут добавить? Обратим внимание: «подарок Левина и Селезнева» — «очень красивый альбом». Чтобы альбом литографий стал книгой, натуралисту Левину, как он сам признается, пришлось (по просьбе издателей и книгопродавцев?) заняться описанием растений.
Ботаника дается художнику нелегко, он не ученый, а ученик: «В описании растений вообще я пользовался новейшими иностранными флорами, особенно флорою Мейгена, здешнею флорою профессора Собалевского и руководствами к Ботанике Горянинова, Ришара, Де-Кандоля, и Вильденова. Касательно анализа растений, то есть, изображения составных частей цветков и плодов их, я заимствовал у Мейгена, а чего у него не находил, то составлял сам. Вообще в труде моем пользовался я советами и пособием известного профессора Естественной Истории Я.Г. Зембницкого, в изложении же врачебных свойств растений немало содействовал мне доктор медицины А.Н. Никитин».
Рисунки Левина-художника хвалят, а описания Левина-ботаника, несмотря на содействие профессионалов, ругают. Он вынужден объясняться: «По противу одного замечания, — будто в издании нет системы, решаемся представить гг. читателям следующее: издать какую-либо частную флору по системе почти невозможно, потому что для этого требуется, чтобы все рисунки, входящие в нее, были уже в готовности, под руками, а этого у нас и недостает. Мы имеем много рисунков здешней флоры, снятых с натуры, но еще далеко не все: и вероятно, что могут быть отысканы еще новые виды известных или неизвестных родов растений, которые до сих пор у нас никем не были находимы. В этом убеждает меня собственный опыт; я нашел некоторые растения и грибы, о которых вовсе не упоминается ни в одной из С.П.Бургских Флор и ни в одном из каталогов растений. По этому-то убеждению, в издании «Рисунков С.П.Бургской Флоры» я придерживался только искусственной системы Линнея; но впоследствии, по мере усовершенствования труда моего, я привел во 2-й части этого сочинения также и естественную систему, и для этого предполагаю в конце последней части С.П.Бургской Флоры напечатать распределение растений по обеим этим системам и сверх того присоединить к ней всеобщий алфавитный указатель предметов, в азбучном порядке подобно как сделано это в конце 12-й книжки».
Левин предполагал, что «С.Петербургская Флора» выйдет в свет в 40 книжках, с 25 рисунками в каждой, по одной части (шесть тетрадей) в год. Задуманному не суждено было исполниться. Издание по неизвестной нам причине прервалось на тринадцатой тетради в 1845 году.
Подносной экземпляр?
В Научной библиотеке РГО есть только одна книжка «Рисунков санктпетербургской флоры», шестая. Почему? Вероятно, она была приобретена из-за приложения к ней. Приложение — тот самый «очень красивый альбом» 150 неброшюрованных нумерованных литографий Левина и Селезнева. Они хранятся в изящной папке, на ней — экслибрис Великого князя Константина Николаевича. Отметим, на самой книжке экслибриса нет.
Как и когда альбом оказался в личной библиотеке первого Председателя Императорского Русского географического общества остается загадкой.
Других экземпляров так оформленного «альбома» нами не обнаружено. Возможно, это единственный и, предположительно, подносной экземпляр.
Единственное упоминание
В фондах Российской национальной библиотеки и Научной библиотеки Ботанического института РАН «Рисунки санктпетербургской флоры» сброшюрованы отдельными книгами по частям. Единственное упоминание о Карле Левине удалось найти в чудом сохранившемся экземпляре «рассыпанного» пятого тома издания 1952 года «Русские ботаники (Ботаники России-СССР). Биографо-библиографический словарь», составленного Сергеем Юльевичем Липшицем.
Благодарности
Собрать по крупицам скудные сведения о забытых «Рисунках санктпетербургской флоры» и ее авторе стало возможным при деятельном участии ведущего научного сотрудника Отдела «Гербарий высших растений» Ботанического института им. В.Л. Комарова Российской академии наук (БИН РАН) Андрея Кирилловича Сытина, заведующей Научной библиотекой БИН РАН Марии Сергеевне Зиминой, а также куратора Гербария кафедры ботаники Санкт-Петербургского государственного университета Валентины Александровны Бубыревой. Научная библиотека РГО искренне благодарит коллег за неподдельный интерес к нашему библиографическому расследованию.
Приглашаем на выставку в Библиотеку РГО в Санкт-Петербурге. Вход по предварительной записи, время работы: с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00, пятница с 10:00 до 16:30.