Санкт-Петербург "перспективного мастера" Михаила Махаева
#выставка
К 320-летию со дня основания Санкт-Петербурга 27 мая 2023 года в Научной библиотеке Русского географического общества открылась выставка гравюр по рисункам Михаила Махаева, выполненных для обрамления подробного плана города 1753 года.
Середина XVIII века — время, когда столица Российской империи превращается из портового города-крепости в «Северную Венецию» роскошных дворцов и парков. Изысканность Елизаветинского барокко, отмеченная возвращением к идеалам петровского периода, нашла отражение и в создании "Плана столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов изданного трудами императорской Академии наук и художеств в Санктпетербурге", который, как записано в журнале Канцелярии Академии, делался к 50-летию со дня основания города "для славы и чести Российской империи".
Работа над первым официальным генеральным планом столицы велась под наблюдением картографа Географического департамента Ивана Трускотта. "Снимание прошпектов" было поручено главе Ландкартно-словорезной палаты Михаилу Махаеву. Мастер по гравированию надписей и карт вошел в историю прежде всего как первый русский "перспективный рисовальщик", а выполненные им с инженерной точностью непревзойденные графические архитектурные пейзажи стали хрестоматийными.
Уроженец Московской губернии Михаил Иванович Махаев (1717 — 1770) переехал в Санкт-Петербург в дом к своему прадеду Сергею Бухвостову в 1728 году. Герой Северной войны отдал мальчика для обучения математике и навигационному делу в Адмиралтейскую академию. В 1731 году Махаева переводят осваивать "инструментальное мастерство" в Академию наук, где для экспедиций в неизведанные просторы Сибири и Дальнего Востока требуются чертежные, физические и геодезические инструменты. С 1734 года и до конца жизни Махаев работает в Ландкартно-словорезной палате, параллельно посещая "из своей охоты" уроки рисования.
Теорию перспективы Махаев изучает сначала самостоятельно по книгам, а после — под руководством приглашенного итальянского мастера Джузеппе Валериани, который за долгие годы жизни и работы в Венеции нарисовал множество ее видов.
На представленных в экспозиции гравюрах архитектурный ансамбль Санкт-Петербурга раскрывается с привычной сейчас высокой точки с середины реки. Добиться такого эффекта в середине XVIII века стоило немалых усилий. Наброски Махаев делает зимой со льда Невы, намечая с помощью специального инструмента основные высоты. В мастерской художник меняет угол проекции, сверяет по чертежам не только облик зданий, но и "новых маниров корабли, галеры, боты и протчия мелкия регулярные суда". И только после этого масштаб проспектов выявляет "постановление фигур человеческих".
Так, сохраняя видимость документальной зарисовки, впервые возникает наполненный светом и воздухом канонический вид парадного Санкт-Петербурга "перспективного мастера" Михаила Махаева.
Выставка гравюр по рисункам Михаила Махаева будет доступна для просмотра до 14 июля 2023 года. Ее можно посетить по предварительной записи в Библиотеке РГО в Санкт-Петербурге в часы работы: с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00, пятница с 10:00 до 16:30.